Настоящему дизайну никто не учитДизайн — творческая профессия. Этим пользуются шарлатаны. Создают двухмесячные курсы, непрофессионально обучают. Возможно, не со зла. Мало кто вообще понимает, что такое дизайн. Вернее понимание есть, но оно у каждого свое.

Одни пересказывают чужие книги, другие учат клеить макет по пять лет. Третьи — вообще никогда не делали ничего осмысленного, зато имеют ученую степень и преподают в вузе.

Те, кто делает проекты и обучает — разные люди. Информация оторвана от практики, а выпускник не готов к реальности. В реальности все не так, как в книге: проекты сложные, время ограничено, клиенты не платят, прораб кричит и называет дилетантом.

Новички это не понимают: смотрят на фасад учебного заведения и ошибаются. Новичкам важны дипломы, количество часов лекций и регалии преподавателя, а не система знаний, как заставить строителя уважать себя и как договориться с клиентом про доплату.

Цветовой веер, тридцать исторических стилей, подбор тканей и узоров друг к другу, коллажи, доски для вдохновения в реальности занимают 5% всего дизайна. Зато это ярко и наглядно — легко продать.

На практике важно другое:

— научиться общаться с клиентом, собирать данные, обеспечить понимание задачи, защищать проект, разбирать правки, аргументированно спорить, понимать, что должен и не должен делать дизайнер, круг обязанностей дизайнера;

— уметь создать грамотную планировку, объяснить, чем хороший дизайн отличается от халтуры;

— понимать, как можно сесть и придумать идею без танцев с бубном и обязательного знака свыше;

— как учесть ценовые показатели, знать стоимость и свойства материалов. Не забыть про инженерию: вентиляцию и отопление;

— и многие другие скрытые от глаз не гламурные, но обязательные работы.

Все важное упускают на девичьих курсах. Оставляют веселую и яркую шелуху — к настоящему дизайну это не имеет никакого отношения.

Научиться дизайну за 2 месяца — невозможно. 5 лет — не нужно. Золотой баланс такой: 6 месяцев интенсивного обучения, полгода практики на реальном проекте. При наличии должного упорства дизайнер будет готов через год. Дальше — развивать талант всю жизнь.

Моя история

Меня зовут Станислав Орехов. Я — дизайнер. Работаю:

— для крупных компаний в России: Сбербанк, Аэрофлот, Москва-Сити, Связной, Кинросс,

— со звездами мирового дизайна: Кэлли Хоппен, Филлип Старк,

Мне нравится дизайн — это дело моей жизни. Я творческий, но при этом системный человек. Поэтому сначала научился дизайну сам, а когда заказов стало слишком много, взял сотрудников и создал студию. Студия работает с 2006 года. За десятилетие мы разработали более 70 дизайн-проектов.

Я создавал студию под себя и сделал ее системной. Система позволяет управлять проектом удаленно, отдать мелкие согласования, финансы и договор менеджеру, а дизайнеру сосредоточиться на творчестве. Благодаря этому я относительно свободен, занимаюсь тем, что приносит удовольствие: путешествую, выбираю проекты, создаю дизайн только интересным мне клиентам, работаю с ответственными сотрудниками.

Но так было не всегда

Как и у многих из вас, у меня нет профильного образования дизайнера. Сначала я работал визуализатором в архитектурной студии и понятия не имел, что стану дизайнером. Все произошло случайно.

Клиент увидел мои визуализации и попросил сделать ему дизайн. Я предупредил, что не владею должным опытом, но это его не смутило. Опытом реализации владел он, а мне предстояло придумать идею, начертить план и сделать проект в 3D.

Я согласился. Освоил программу для черчения AutoCad на базовом уровне, начертил свой первый проект. По техническим вопросам советовался с коллегами на работе.

Квартира получилась интересной, и когда мы с клиентом покупали для нее освещение, владелец магазина посмотрел проект и заказал дизайн в новостройке себе. Потом одни его друзья попросили сделать таунхаус, другие — дом. Так по цепочке рекомендаций у меня появились заказы. Тут уже пришлось выходить на новый уровень осознанности и становиться дизайнером.

Как стать дизайнером

Легко сказать — стать дизайнером! В книжках — советы по цветовым сочетаниям, описание стилей, но ни слова о том, как придумать интерьер, как чертить проект, подбирать материалы, управлять рабочими — ничего, кроме общих рекомендаций и вдохновения нет.

В то время я работал в архитектурной студии, которая делала особняки с антиквариатом для богатых клиентов. В моем стремлении стать дизайнером мне помогали советами опытные инженеры-конструкторы, дизайнеры, архитекторы, скульпторы, техники, светодизайнеры. Я получал заказы, советовался с крутыми специалистами, они указывали на ошибки и подсказывали, как сделать лучше. Мне оставалось впитывать и систематизировать информацию.

Быстро учиться помогало то, что мы выполняли не абстрактные задачи. Настоящие клиенты уже заплатили денег и ждали результат. Мотивация была избыточная. )

Работал так: проводил интервью с клиентом. Вместе с напарником делали обмеры. Пока напарник чертил план, я собирал модель кухни-гостиной в 3D, анализировал картинки, которые понравились клиенту, подбирал аналоги в интернет, создавал 3D-концепцию и согласовывал ее с клиентом. Затем я занимался другими комнатами, а помощник чертил рабочую документацию.

Так мы сделали несколько проектов. Клиентам нравились наши «вкусные» картинки и они заказывали снова и снова по рекомендации или с сайта. С новыми заказами я уже не успевал справляться между делом, поэтому решил уволиться с работы, найти постоянных помощников и создать студию.

Как найти сотрудников

Когда я дал объявление о наборе дизайнеров себе в помощь, столкнулся с тем, что мало кто умеет работать также быстро и качественно. Даже те, кто закончил ведущие архитектурные и художественные вузы, не особо радовали.

Кандидаты были очень странные: кто-то считал себя гением, но не сдавал проект неделями; кто-то завидовал, что работает он, а деньги получаю я и всячески саботировал процесс; кто-то брал задание в работу и сразу пропадал; некоторые круто чертили, но дизайн был паршивый.

Доходило до того, что клиенты требовали возврат денег: приходилось постоянно подключаться самому и доделывать работу за сотрудниками. Работа не клеилась. Задумка о студии рушилась — я приуныл.

Решение вопроса с сотрудниками я подсмотрел у архитектора Сергея Эстрина. Он говорит о том, что у него никогда не получалось взять готового специалиста на ведущую должность. Все его главные архитекторы обязательно вырастали внутри студии.

Эта идея вдохновила. У меня-то получалось работать. Значит теоретически должно получиться и у других: так же быстро и качественно. Я стал работать над систематизацией своих знаний и передачей опыта будущим сотрудникам. Так образовался курс визуализации, а затем дизайна интерьеров.

Обучение было задумано для того, чтобы талантливые ребята, наши будущие сотрудники, проходили все стадии внутри компании, осваивали эффективную методику работы. Быстрее и качественнее выполняли проекты, зарабатывали больше.

Сейчас почти все сотрудники в нашей студии — выпускники наших курсов. Они растут вместе с нами, со временем становятся ведущими дизайнерами.

Ничто не вечно

Люди меняются — кто-то открывает свое дело, кто-то выходит замуж и меняет приоритеты, на время уходит в декрет. Количество заказов растет, и студии постоянно нужны новые кадры. Чтобы облегчить процесс поиска сотрудников, было решено сделать обучение публичным и набирать в команду сразу подготовленных специалистов. Так, в 2009 году мы открыли Школу дизайна.

Возможно все. Главное — желание

Я работаю с клиентами каждый день — создаю для них проекты. У меня нет профильного образования: всему обучился с нуля. Одно могу сказать точно: дизайн — это технология и обучиться ей может каждый, у кого есть желание и кто готов работать над собой.

Выпускники нашей Школы дизайна получают необходимые навыки, составляют грамотное резюме, получают приглашение на стажировку. Другие оформляют портфолио на сайте, заручаются поддержкой коллег, создают студии, привлекают собственных клиентов.

Цель — сделать рынок цивилизованным

Не существует понятного стандарта профессии. Клиенты и дизайнеры не могут договориться, кто что должен, поэтому часто возникают конфликты: клиент не доплатил, дизайнер не доработал. Наша цель — сделать рынок цивилизованным, системным, удобным. Вытеснить дилетантов, дать дорогу талантам. Сделать так, чтобы все дизайнеры и клиенты работали по стандартам профессии и деловой этики, не обманывали друг друга, знали зону ответственности.

Для этого мы распространяем системные знания о дизайне. Но т еория без практики не работает, поэтому мы отрабатываем все новые идеи на реальных проектах и клиентах в нашей студии. Отфильтровываем лишнее, упаковываем в систему обучения и передаем накопленный опыт на онлайн-курсах и живой Дизайн-конференции.

Мы верим, что это сделает дома клиентов гораздо красивее, удобнее и дешевле, а мир — чуточку лучше!

Что такое дизайн

Дизайн — это решение задачи. Не красивые картинки, а эргономика и функциональность. Дизайн делают по заданию клиента, а не по вдохновению художника.

С одной стороны дизайнер обладает прикладными знаниями о свойствах материалов, правилах эргономики, нормативных актах и других ограничениях, чтобы сделать проект реальным.

С другой стороны — вкусом и чувством прекрасного, умеет ставить акценты, соблюсти симметрию, построить композицию, чтобы сделать проект красивым.

Техническая задача — сделать удобно, законно и по средствам, творческая — красиво и уютно.

Работа дизайнера — это поиск баланса, отказ от одного возможного решения в пользу другого. Дизайнер осуществляет этот выбор в соответствии с приоритетами клиента, которые обсудили заранее. От того, как элегантно будет найден этот баланс и насколько впечатляющим будет итоговый результат, зависит уровень и качество самого дизайна, а значит и компетенция дизайнера.

Кто оплачивает работу дизайнера

Дизайн заказывают частные и корпоративные клиенты. Люди постоянно покупают квартиры, переезжают в дома, строят новые офисы, открывают рестораны и магазины — всем им нужен дизайн.

Если клиент хоть что-то понимает в удобстве и бизнесе, он экономит время и не хочет тратить лишние деньги. Обращается за помощью к профессионалу.

В отличие от зарубежных стран, в России каждый человек хочет не снять, а приобрести квартиру или дом. Трепетно относится к недвижимости, вкладывает большие деньги. При этом каждый клиент стремится к индивидуальности.

Ежемесячно застройщики сдают тысячи метров недвижимости без отделки. Это не оставляет выбора новоселам, кроме как оформить жилье самому или нанять дизайнера. Профессия востребована заказчиками. А раз так, будут востребованы и исполнители.

Дизайн — это жизнь

Заменяет собой все увлечения и хобби. Сравнится с интересом и пользой только с путешествиями. Как и в дальних поездках, в дизайне каждый день находишь что-то новое.

Дизайн закрывает все потребности человека: постоянство и разнообразие, саморазвитие, познание нового и творческая реализация, аналитика и математика, общение с людьми, признание достижений.

Дизайн включает в себя множество профессий, поэтому каждый человек найдет себе специализацию в зависимости от таланта.

Дизайн дает независимость и позволяет построить жизнь так, как хочешь. Выбирать клиентов, коллег и проекты, в которых хочешь участвовать. Кроме того, на дизайне можно неплохо заработать.

Деньги

Цифры пишу по Москве. В других городах они могут отличаться. В крупных городах и за границей клиенты платят больше, но и конкуренция выше.

Сколько дизайнер заработает за месяц

Новичок в дизайне получает 30 т. р. рублей на должности начинающего, помощника или стажера; 80 т. р. осваивает профессиональный ведущий дизайнер в крупной компании. Середнячки — посередине 40-60 т. р. Это зарплата при занятости на работе в студии.

Сумма удваивается: 60-150 т. р. если дизайнер работает со своими клиентами и получает заказы сам.

Если удалось набрать помощников и наладить постоянный поток клиентов, организовать студию, средний доход — 200-300 т. р.

Если хорошо отладить продажу дополнительных услуг: комплектацию, реализацию сопутствующих товаров и управление стройкой, можно зарабатывать от 500 т. р. в месяц.

По квадратным метрам

Стоимость услуг по частным интерьерам в среднем 2000 р. за м2. Крутые студии берут 3000 р. за м2 и более, совсем новички — 1000 р.

Стоимость полного проекта квартиры 100 м2 в Москве в серьезной студии или у крутого фрилансера — 300-400 т. р. Это 2 месяца работы.

Стоимость дома 300-400 метров — 600-800 т. р. Это 2-3 месяца работы.

Толпы ремонтных бригады с Яндекс-директа берутся за заказ, снижая стоимость в 2-3 раза в надежде продать свой гребаный «ремонт под ключ». Новички работают бесплатно/за еду/для портфолио. Как правило, ни к чему хорошему это не ведет.

Особенности

1. Дизайном можно заниматься удаленно. Жить в любом городе, а делать проекты для Питера или Москвы. Расходы меньше, доходы уровня мегаполиса.

2. Есть шанс закрепиться на иностранных рынках — разрабатывать дизайн-концепции и получать оплату в валюте.

3. Дизайнер зарабатывает первую часть денег на проекте, вторую — на комплектации, третью — на реализации. Выгодно вести объект до конца. Для этого нужно объяснить клиенту свою пользу.

4. Возможен быстрый старт в дизайне без затрат. Для работы подойдет ноутбук и подключение к интернет. Для продвижения нужен только первый проект в портфолио и первый клиент. Дальше — сарафанное радио. Будет много проектов в портфолио — можно выбрать специализацию и дать рекламу.

Студия участвует в подготовке проекта отеля для застройщика во Франции, Лазурный берег

Кто еще хочет стать дизайнером

Каждый год новички планируют осуществить свою мечту и стать дизайнером.

Первые хотят, но сомневаются в себе. В дизайн идут по велению сердца из другой профессии. Смотрят журналы, мечтают сменить работу, но что-то останавливает. Страх нового, опасение, что ничего не получится. Возможно, уже сделали себе квартиру — друзьям-родственникам нравится. Почему-бы не сделать дизайн делом своей жизни — заняться любимым делом? Тем более с детства тянуло к творчеству, но останавливали сомнения по поводу таланта и уверенности в себе. Пришла пора начать что-то менять. Так принимают решение.

Вторые целенаправленно идут в дизайн. Выбрали профессию и сейчас ищут школу, где смогут получить необходимые навыки. Возможно, уже учились где-то или делали проекты, но чувствуют, что чего-то не хватает. Нет системных знаний, нет понимания, как правильно и эффективно работать. Хотят научиться всему у профессионалов.

И первые, и вторые при должном старании станут замечательными дизайнерами, если справятся со стандартными проблемами начинающих.

Стандартные проблемы начинающих

Каждый новичок сталкивается с рядом сложностей, которые мешают ему стать профессионалом. Проблемы делим на три части: личные, профессиональные, организационные.

1. Личные

— Я не знаю программ.

— Не могу сосредоточится на чем-то одном. Расфокусировка внимания.

Личные проблемы можно решить.

— Талант есть, если тема интересна. Талант у каждого свой и дизайнеры развивают его с опытом.

— Художественное образование не обязательно. Рисовать — не главное, но можно научиться.

— Если уже учились, но результата нет — вы не виноваты. Учились не там.

— Графические программы возможно освоить за месяц, если не ныть, а работать.

— Если будет цель и система ее достижения, внимание будет сконцентрировано.

Главное в решении личных проблем — поверить в себя. Помогут здравый смысл, вдохновляющие примеры, просмотр лекций Дизайн-конференции, общение с профессиональными архитекторами. Личные проблемы — только в голове. И с этим надо работать: иметь четкий план и следовать ему.

Главное — не бояться трудностей

2. Профессиональные проблемы

Поучившись не так или не тому, получив заветный диплом, свежий выпускник идет в мир и там страшно косячит:

— Не знает, как правильно общаться с клиентом перед началом работы: собрать информацию и ничего не забыть.

— Создает три варианта отвратительных планировок и заставляет клиента выбирать меньшее из зол.

— Не видит своих ошибок в дизайне, увлечен деталями, а не сутью — думает, что сделал крутой дизайн, а получился ад.

— Допускает ошибки в обмерах, а потом на чертежах. Строители сделали стену, а дверь не влезла.

— Не знает, как работают инженерные системы и как их учесть на проекте. Забывает спросить про вентиляцию, а потом приходят техники и рушат весь красивый потолок воздуховодами.

— Не знает основ конструкций и не может предложить клиенту изменить дом, чтобы его улучшить. В результате дизайн получается скудным, стандартным.

— Не умеет вести авторский надзор, не знает границу ответственности: контроль строителей, подсчет количества материалов. Берет лишнюю работу на себя и проваливает ее.

— Забывает привязать сантехнику к стоякам: учесть длину канализации в санузле, предусмотреть лючок, вывести душ.

— Делает все медленно, а время — деньги. За простой никто не платит.

— И многие другие технические вопросы, о которых обычно не говорят на курсах, но которые обязательно вылезают на практике.

Неосторожный новичок выбирает обучение по количеству лекций, стоимости, близости к дому и ошибается. Задача обучения не загрузить информацией, а научить мыслить, как дизайнер, дать необходимые навыки самостоятельного решения задач.

Новичок идет работать в несистемную студию дизайна или ремонтную компанию и там на него скидывают проект целиком. Говорят — ты дизайнер, вот и делай дизайн. Дизайнер выдает халтуру, руководитель впаривает ее клиенту. О росте, развитии и самоуважении можно забыть.

Профессиональные проблемы можно решить: поможет грамотное обучение и практика под руководством опытного дизайнера на курсе, а потом на работе в правильной студии. Пытливый ум, следование чек-листам и шаблонам.

Кроме красоты важно учесть «внутренности» дизайна

3. Организационные проблемы

— Не понятна суть дизайна: что входит в обязанности, а что делать не нужно.

— Нет точной последовательности ведения проекта.

— Не понятно, как и где искать первых клиентов.

— Что делать, если работы будет слишком много и я не буду успевать справляться?

— Как правильно рассчитать стоимость своих услуг. Как сделать портфолио, если нет опыта?

Комментарии запрещены.

Навигация по записям